ПРИЗЁР СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРАГ-РЕЙСИНГУ РАСКРЫЛ СЕКРЕТ СВОЕЙ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

Модернизируете топливную систему и хотите сделать всё грамотно?  Друзья, вам повезло — перед вами уникальная статья. Мы специально провели пару…

Модернизируете топливную систему и хотите сделать всё грамотно? 

Друзья, вам повезло — перед вами уникальная статья. Мы специально провели пару дней вместе с нашим Toyota Mark II AJS и его бессменным пилотом-механиком Аркадием и подготовили интересный, полезный материал. Прочитав его, вы сможете построить надёжную топливную линию, отвечающую строгим требованиям профессионального автоспорта. Именно ту самую «магистраль авиационного типа» как в официальных технических требований РАФ (Российской Автомобильной Федерации). Рецепт, который вы здесь найдёте, работает и на городских авто, и на сумасшедших гоночных болидах с мощностью 500+ л.с. Для всех ингредиентов мы даём ссылки и указываем артикулы. Готовьте легко и с удовольствием.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

Так получилось, что наш Mark II несколько сезонов проездил без вмешательств в топливную систему. Даже не знали, в каком состоянии участок возле бака и что за насос тут стоит. Мы свято следовали принципу «не мешай технике работать» до тех пор, пока при прогревах и на холостом ходу не начало падать давление топлива на 0,2-0,3 кгс/м2. Сперва закрывали глаза, кто-то даже высказал предположение, что на машине насос марки AEM, мол, это его особенности работы при повышении температуры. 

Этой весной нервы сдали, и туда полезли. Проинспектировали. Оказалось, что насосом AEM и не пахнет, а установлен DeatschWerks DW400 производительностью 415 литров в час. Следовательно, виновник не он — при нагреве топлива DW себя так не ведут. Было обнаружено, что саму «колбу», где помещаются насос и фильтры, ещё не трогали, тут всё родное: и трубки, и проводка. 

А вот от бака к штатной топливной трубке шёл какой-то, мягко скажем, непонятный шланг. Найдите его на фото.

Без армирования, опознавательных знаков и к тому же длиной сантиметров, наверное, сорок )) При включении насоса он раздувался как африканская лягушка в брачный период. 

Итак, всё разобрав и разобравшись, решили устранять по-взрослому. Участок от рейки до фильтра тонкой очистки был уже до нас переделан по системе AN. Поэтому осталось довести линию до бака. После замены раздувай-шланга на алюминиевую трубку проблема ушла. Похоже, что причина была в нём. Ресурс резины в один прекрасный момент закончился, и это негативно сказалось на давлении. 

Прежде чем начнём рассказа про сборку, хочется сделать лирическое отступление на тему требований РАФ к топливной системе. 

 

МАГИСТРАЛЬ АВИАЦИОННОГО ТИПА — ЧТО ТЫ ТАКОЕ? 

Многие знают, что наш Марк — регулярный участник и призёр драговых гонок. Поэтому обратимся к официальному документу РАФ по этой дисциплине: Техническим требованиям к легковым автомобилям, участвующих в национальных соревнованиях по дрэг-рейсингу от 2013 года. Манускрипт очень занятный. Рекомендуем полистать всем причастным к заездам на 1/4 мили, особенно корчестроителям и будущим чемпионам: там много инфы про то как правильно ставить ковши, крепить ремни, использовать закись азота и всё такое. Нам же интересен раздел №8 — ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ, в котором читаем:

8.6.3. Допускается замена оригинальных топливных трубок и их соединений соответствующими магистралями авиационного типа. При расположении топливных насосов, клапанов и т.п. внутри салона необходимо заключить их в контейнер, устойчивый к жидкостям и пламени . Запрещается прокладка топливных магистралей в непосредственной близости от карданного вала.

Со вторым и третьим предложениями всё предельно ясно. А вот что такое «магистраль авиационного типа» ?? Фишка в том, что в интернетах вы не найдёте разъяснений. Даже на сайте РАФ. На следующих гонках подойдите к судьям или техническому комиссару, когда они не сильно заняты, и спросите про магистрали… авиационные, само собой. 

Пока вы судорожно ищете календарь местных соревнований, откроем страшную тайну: топливопровод из компонентов AN: трубок, шлангов, фитингов и есть ни что иное, как «магистраль авиационного типа». Ведь система AN  — детище авиационно-космической промышленности США. Впервые подобные коммуникации были применены на самолётах и бронетехнике, а потом уже перекочевали в автоспорт.

 

СБОРКА

Вооружившись знаниями, вернёмся к постройке. По сути нам только переделать проблемный участок. Сперва соберём его, а затем расскажем как устроена линия целиком. 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Соблюдаем осторожность при работе с топливной системой. Убедимся в отсутствии бензина в её узлах — особенно насос, фильтры. Источники огня и нагревательные элементы убираем на расстояние пушечного выстрела. Никакого курева.   

Основными ингредиентами нашего блюда будут алюминиевая трубка 1/2-12mm — AN8:

и под неё специальные гайки

и фиксаторы:

Все детали должны быть подходящей размерности AN8. Трубка поставляется рулонами по 7,6 метра — этого хватит на всю машину.  

Технология такая: 

  1. отмеряем нужную длину трубки, режем и придаём изгиб.
  2. надеваем гайки (см. фото)
  3. вальцуем концы

Вальцовщик берём погонять у друга, или приобретаем себе, пополняя гаражный арсенал. Обратите внимание: нужен девайс, который делает угол в 37 градусов — это обязательное условие для соединений в системе AN. К примеру вот такой:

Итак, первым делом взамен выходящей из «колбы» штатной трубки изготавливаем аналогичную из нержавеющей стали и привариваем к ней адаптер для вварки AN8

Сваркой закрепляем на корпусе новую трубку. Используя маслобензостойкий шланг и хомуты из нержавейки, подсоединяем насос (во время сварочных работ он был снят) и крепим его на своё место:

Теперь семь раз отмерим и один раз отрежем Г-образную трубку для замены раздувай-шланга. Наденем гайки, фиксаторы и развальцуем. Чтобы провести линию дальше сквозь кузов используем длинный проходной адаптер AN8:

Производители компонентов AN рекомендуют применять для обжима гаек и сборки фитингов специальные алюминиевые ключи

Это ваш хороший вклад в профессиональный инструмент. Ведь, как и тысячи тюнеров, вы полюбите работать с комплектующими AN, и ключи сослужат добрую службу. AJS советует приобрести их всем, кто любит делать красиво и с первого раза. Они деликатны к покрытию и не дадут перетянуть соединения, что важно для герметичности. Чтобы убедиться самостоятельно, посмотрите видео, где наш технический гуру Михаил зверствует над фитингами.

Вот так всё выглядит в итоге после сборки:


Внимательные читатели наверняка  заметили на фото жёлтые изоляторы новеньких клемм. Да, электрическую часть мы тоже доработали. На это были две причины. Во-первых, решили заменить штатный тонкий плюсовой проводок на другой с хорошим сечением (тюненый насос потребляет приличный ток). Во-вторых, с проводкой предыдущий владелец сильно намудрил,и стоило сделать всё по уму. 

Из колбы выпилили родной плюс и у токаря заказали чудо-фишку для подключения:

Такой вот целиковый контактный болт под плюсовой провод. Из нержавейки с капролоновыми втулками, O-ring прокладками и гайками. Эксклюзив.

Дальше топливопровод подходит к проточному фильтру тонкой очистки. На нашем Марке используется Bosch 0986450119:

В интернете и автомагазинах вам может попасться такой же в жёлтой коробочке — это не подделка, а фильтр из старых запасов. У большинства представленных на рынке брендов резьба метрическая, поэтому используйте переходники с AN на метрику. Вот здесь фильтр уже с вкрученными адаптерами AN8-M12*1,5 папа-папа: 

Найти такие же под другую резьбу не проблема — у переходников широкая линейка размеров. 

Для уплотнения потребуется пара медных, а лучше алюминиевых, шайб. В случае с нашим бошевским фильтром, адаптеры пришлось укоротить, чтобы влезли полностью:

А вот такие они были до знакомства с болгаркой: 

Кстати, в ассортименте AJS есть проточный фильтр с выходами AN8

Он подключается сразу к трубке/шлангу AN, плюс имеет разборную конструкцию: фильтрующий элемент можно менять. Как-нибудь протестируем такой. 

На процедуре врезки фильтра наши полномочия всё, закончились: теперь топливная линия полностью построена на компонентах AN. Остаётся проверить сборку под давлением, посетить настройщика, чтоб подшаманил топливные карты, и в бой! 

Теперь выполняем обещание познакомить вас со схемой всей топливной системы нашего Toyota Mark II AJS. На листочке в клеточку, всё как положено. Артикулы для удобства обозначены красным цветом. Не благодарите.  

Как вы видите, после фильтра бензин идёт под кузовом по алюминиевой трубке, далее через адаптер AN8 папа-папа:

по маслобензостойкому армированному нейлоном шлангу AJS:

c прямыми фитингами AJS (были выбраны чёрные):

И через тройник AN8-AN6 х 2:

и два таких же армированных шланга AJS, уже размерности AN6 с прямыми фитингами AN6 прямыми фитингами AN6 у тройника:

и фитингами 120 градусов AN6 у топливной рейки:

поступает к месту назначения в форсунки.

Обратка подключена к топливной рейке тем же маслобензостойким шлангом AJS AN6 через фитинг 90 градусов AN6

а далее оставлена без вмешательств вплоть до захода в топливный бак. Полную замену линии обратки делают в проектах 1000+ л.с. Нам такой тюнинг не актуален — штатная отлично справится.

 

И НАПОСЛЕДОК

На днях обновлённая «топливная магистраль авиационного типа» успешно прошла испытание боем. Даже слишком успешно 😄 На открытии сезона по драг-рейсингу 2021 в Золотой Долине наша парочка Аркадий + Марк II проехали дистанцию быстрее 11 секунд. Да, они вылетели из родного, 11-секундного класса, зато на следующем этапе с уверенностью могут взять в нём первое место.

 

Автор уверен: знания из этой статьи помогут и вам достичь новых побед в автоспорте и прокачают навыки тюнинга. 

P.S. И конечно, мы не призываем собирать всё точь-в-точь как на нашем Марке. Считайте это обучающим примером. Используйте свои расчёты, дайте волю фантазии… возьмите другой насос, наконец! Может для вашего проекта требуется более глубокий апгрейд: замена штатного бака на омологированный, регулятор давления топлива, противоотливные бачки и всё такое. Система AN просто создана для творчества. Дерзайте!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *