Кулер для АКПП: какой взять?

В статье вы найдёте ответы на вопросы: когда вашей автоматической коробке передач жизненно необходим маслокулер, и как правильно его подобрать….

В статье вы найдёте ответы на вопросы: когда вашей автоматической коробке передач жизненно необходим маслокулер, и как правильно его подобрать.

Наш технический гуру Михаил как-то сказал: «Стоковый автомобиль хорош и бесподобен до тех пор, пока вы не начинаете использовать его в иных условиях и другом климате, нежели он задумывался». Согласимся с ним. Повышенные нагрузки, холод, жара, высокая влажность сокращают ресурс. А если техника не самых юных лет, то ей приходится несладко вдвойне.

ЧЕК-ЛИСТ: ВЫЯСНЯЕМ, СИЛЬНО ЛИ ГРЕЕТСЯ АВТОМАТ

Проверьте, справедливо ли для вас следующее:

🔴 Живёте в регионе с жарким летом и/или холодной зимой (сибиряки, привет!) 

Российский климат сильно отличается от того же японского. Всеми нами любимые JDM авто (англ. Japanese Domestic Market — японский внутренний рынок) и в страшном сне не видели таких перепадов температур, какие бывают на территории России.

🔴 Часто совершаете поездки по горной местности или бездорожью

Затяжные подъёмы как и весёлое гряземесительство могут «вкипятить» автомат на раз-два.

🔴 Принимаете участие в заездах или соревнованиях

В любом, даже любительском автоспорте техника работает в экстремальном режиме. Фанатам дрифта на автомате посвящается.

🔴 Агрессивно водите

Резкие и частые разгон и торможение сокращают срок службы всех узлов и механизмов. И коробка передач не исключение.

🔴 Буксируете прицеп

Любая буксировка заставляет трансмиссию прилагать дополнительные усилия.

🔴 Используете неоригинальное масло

Любая коробка передач, в том числе контрактная греется гораздо меньше пока в неё залито оригинальное масло. После смены марки ATF (англ. Automatic transmission fluid  — жидкость для автоматических трансмиссий) тепловой режим хоть слегка, но неизбежно меняется. С ростом пробега увеличиваются внутреннее давление и потери. Через какое-то время автомат начинает греться. Иногда температура достигает 150-160 градусов Цельсия, масло теряет свои свойства, и необходима полная его замена. А мы об этом даже не подозреваем — ведь датчиков температуры на большинстве АКПП не предусмотрено.

Если хотя бы один раз вы сказали: «Да, это про меня» — пора озадачиться дополнительным охлаждением.

 

ПОМОГАЕМ ШТАТНОЙ СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ АКПП 

Почти у всех серийных автомобилей система охлаждения автоматической трансмиссии в стоке представлена теплообменником типа «жидкость-жидкость». Он интегрирован в нижний, «холодный» бачок основного радиатора, где и происходит теплообмен через охлаждающую жидкости двигателя.

В условиях жаркого лета большинства российских регионов этого бывает недостаточно. Наши сибирские коллеги провели простой эксперимент.  В тридцатиградусное пекло они делали замеры температуры антифриза и масла в автомате. Вот какие получились цифры:

Верхний патрубок радиатора: 100°С

Нижний патрубок радиатора: 82°С

Масло в автомате: 115°С

❗Важно: рабочий диапазон большинства АКПП — 70-93°C❗

Устраняется проблема перегрева выносным радиатором типа «воздух-жидкость», который отдаёт излишки тепла потоку набегающего воздуха.

В запасе у AJS припасён хороший выбор для любых ситуаций. Рассмотрим все решения от незначительных повышений температуры до тяжёлых случаев.

Трубки-теплообменники из алюминия

Хороши, когда ваша АКПП греется лишь слегка. Вместительны, обладают высокой тепловой инерцией, поэтому оптимальная температура в них сохраняется продолжительное время. Кулеры Dual style c выходами на одну сторону (как на фото) монтировать проще всего. Добавляем «жижи», ставим в обдуваемое место и забываем про небольшие перегревы.

На заметку: наши покупатели, выступающие в разных автоспортивных дисциплинах рассказали, что применяют такие теплообменники для охлаждения топлива.

Специализированные масляные радиаторы для АКПП

Подойдут, если повседневный автомобиль вы используете в чуть более жарких или чуть более сложных условиях. Например: по работе часто приходится мотаться через горные перевалы или строите дом и возите в прицепе тяжёлые стройматериалы.

Просты в производстве и рассчитаны на невысокое давление до 3 кгс/см2, поэтому очень доступны. В установке просты: подключаете вразрез штатных шлангов автомата и монтируете внахлест на штатный радиатор. Достаточно маслобензостойких шлангов и фитингов, чтоб соединить магистрали.

На заметку: Такие радиаторы отлично справляются с повышениями температуры на редукторах, гидроусилителях руля и прочих нагруженных агрегатах. Диаметр штуцеров 9,5 мм удобен для монтажа на японские автомобили.

AJS выпускает три типа:

серия 400

Трубка-теплообменник дополненная сотами воздушного охлаждения. Простая и доступная, она предполагает крепление на тело основного радиатора или кастомную рамку. Эффективно справляется с небольшими повышениями температуры на всех типах трансмиссий

❄ серия 500

Конструкция подобна серии 400, но жёстче за счёт рамки вокруг. Такие можно ставить обособленно, немного поколдовав с кронштейнами.

❄ серия 600

Топовые масляные радиаторы по производительности и комфорту при установке. Российский производитель тюнинга Taiko специально для этой серии выпустил комплект для установки вентилятора.

Это работает, когда радиатор сложно поставить в хорошо обдуваемом месте.

Масляные радиаторы, спроектированные для ДВС

Когда производительности  трансмиссионных радиаторов недостаточно, на выручку приходят те, что изначально предназначены для охлаждения ДВС. Разница в конструктиве не такая уж большая, и никто ведь не запрещает нам их использовать в трансмиссии, правда?

Они намного эффективней:

🔧 массивное ядро

🔧 больше проходное сечение и площадь обдува

🔧 выдерживают давление до 10 кгс/см2

Чтобы продлить срок эксплуатации АКПП и увеличить ресурс масла, такие девайсы устанавливают любители активной манеры вождения и те, кто не представляет свою жизнь без гонок.

Мы несколько лет помогаем автоспортсменам и всем неравнодушным бороться с перегревом трансмиссии, и вот самые ходовые варианты:

❄ M style

Вдохновлены моделями бренда Mishimoto. За счёт вытянутой формы и расположением выходов на одном торце эти кулеры удобно устанавливать, когда пространство ограничено. Соты узкие, европейского типа, стойкие к механическим повреждениям. Сверху покрыты полимерным составом.

❄ Trust Style

Пожалуй, лучшие в своём классе. Выполнены по мотивам радиаторов GReddy — лёгкие, производительные и при этом доступные. Их неспроста выбирают те, кто увлекается офф-роуд покатушками: в условиях бездорожья заср@нный радиатор радиатором не назовёшь, а Trust Style хорошо моется за счёт крупных ячеек ядра.

К радиаторам больших размеров есть диффузоры

Помимо вышеперечисленных моделей из нашего ассортимента обратите внимание на радиаторы с толщиной ядра 32 и 42 мм

Возможно, мастера из Поднебесной подсмотрели их конструкцию у Mitsubishi. Почему мы так думаем? Да просто на Delica и Pajero/Montero ранних годов выпуска на охлаждении трансмиссии работают очень похожие кулеры. Эти машины задумывались концерном для любых дорог, и сделаны толково. Берите их опыт на вооружение.

 

ПОДКЛЮЧАЕМ ПРАВИЛЬНО

Вы уже наверняка определились какой кулер приобретать. Выбрали, купили. Окей. Теперь нужно грамотно объединить его с системами автомобиля.

Начните с видео-инструкции из вашей любимой рубрики «КАК ПОДКЛЮЧИТЬ?» на Youtube канале AJS. Там наглядно смоделирован процесс охлаждения. Всё объясняется без заумностей и научных терминов. Здесь мы тоже расскажем простым языком.

Правильней всего подключать последовательно. Сперва пропускаем ATF через штатный теплообменник, далее направляем её в новый масляный радиатор, а затем обратно в автомат.

Любители фен-шуй добавляют между штатным теплообменником и радиатором термостат.

Он поддерживает температурный режим и обеспечивает правильную работу трансмиссии. Вот так это работает:

 

Когда термостат закрыт, масло ходит по малому кругу: нагревается в штатном теплообменнике и возвращается в автомат. Термостат полупроточного типа, поэтому 20% потока всегда идет через большой круг — это препятствует шоковому охлаждению при полном открытии. Как только температура масла достигает 85 градусов, клапан полностью открывается и маслокулер работает в полную силу.

При покупке шлангов берите в расчёт величину давления и убедитесь, что они маслобензостойкие.

Выбирайте армированные шланги в металлической или нейлоновой оплётке для ответственных мест. Не экономьте, если даёте технике серьёзные нагрузки.

Для подключения большинства автомобилей подойдут фитинги-переходники с резьбы папа AN10 на М10 либо на М8.

Упростить монтаж призван универсальный крепёж масляного кулера

Берём немного обычного крепежа, и через 15-20 минут всё готово без изобретательства и запиливания кронштейнов.

 

ВООРУЖАЕМСЯ СОВЕТАМИ  ОПЫТНЫХ ТЮНЕРОВ

***

Любому радиатору нужен обдув. Чем больше его будет, тем лучше.

***

Оставьте штатную систему охлаждения при радиаторе двигателя. Теплообменник есть теплообменник. В холодные зимы он помогает подогреть автомат для адекватной работы.

***

Подключите заранее датчик температуры ATF датчик температуры ATF. Как правило, c помощью такого девайса его ставят в разрыв шланга, либо в поддон.

Второй вариант предпочтителен, ведь показывает температуру внутри коробки передач.

***

Учитывайте объём масла в автомате. У переднеприводных модификаций он небольшой (4-6 литров), его можно быстро выстудить массивным радиатором. Версии с задним приводом и 4WD укомплектованы развитыми трансмиссиями, способными переварить большую мощность и нагрузки. Заправправочная ёмкость около 8 литров. Маленький радиатор серии 400 для них — как слону дробина. Выбирайте размер побольше или взгляните в сторону радиаторов для ДВС

***

Любителям дрифта на автомате рекомендуем самые производительные кулеры с ядром Trust Style или Euro. Помогут не потерять тепловой режим даже в моменты, когда едешь на все деньги.

***

Старые автоматические коробки вроде AISIN А340 сильно греются ввиду возраста. Уделите им больше заботы — ставьте масляные радиаторы двигателя.

 

И НАПОСЛЕДОК

Теперь, когда вы знаете о кулерах всё ну или почти всё, выбрать подходящий не составит труда. Оцените цели использования машины и условия, в которых она ездит: возите телегу на дачу, буксируете катер, штурмуете перевалы, учавствуете в соевнованиях или любительских покатушках. Учтите местный климат. Конечно, выбор — штука очень личная. А если нужен совет эксперта, всегде можете рассчитывать на опыт AJS.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *